Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел 1. ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Раздел составлен по материалам, предоставленным Комитетом по вопросам аграрной политики, землепользования и экологии Совета народных депутатов Кемеровской области, и на основании материалов справочно-правовой системы «Гарант Платформа F1».

В данном разделе приведен перечень основных нормативно-правовых актов, принятых в 2011 году, регулирующих общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования в Кемеровской области.

1.1. Законы Кемеровской области

От 05.04.2011 № 36-ОЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 4-1 Закона Кемеровской области «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере охраны окружающей среды». В соответствии с Законом Коллегия Администрации Кемеровской области утверждает условия содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации) за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, которые в свою очередь будут разработаны департаментом по охране объектов животного мира Кемеровской области.

От 02.06.2011 № 58-ОЗ «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере лесных отношений». В связи с изменениями, внесенными в Лесной кодекс (в части определения дополнительных и уточнения существующих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам охраны лесов от пожаров, осуществления мер пожарной безопасности в лесах и организации тушения лесных пожаров, проведения лесоустройства и реализации иных мер в сфере лесных отношений), необходимо привести в соответствие Закон Кемеровской области «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере лесных отношений». На департамент лесного комплекса Кемеровской области данным Законом возложена обязанность по разработке сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, который утверждается Губернатором.

От 20.12.2011 № 152-ОЗ «О внесении изменения в статью 5 Закона Кемеровской области «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов». В связи с принятием Федерального закона от 18 07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в статье 5 Закона Кемеровской области «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» слова «государственного охотничьего контроля и надзора» заменены словами «федерального государственного охотничьего надзора».

От 28.12.2011 № 164-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области». В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» потребовалось внести изменения в ряд законов Кемеровской области: в сфере недропользования, охраны окружающей среды, охраны водных объектов.

Так, в полномочиях органов государственной власти Кемеровской области вместо слов «государственный контроль» будут звучать слова «региональный государственный надзор».

Коллегия Администрации Кемеровской области наделяется новым полномочием по утверждению порядка организации и осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения.

Конкретизированы полномочия департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области по учету, формированию перечня и предоставления права пользования участками недр местного значения.

Полномочия департамента по охране объектов животного мира по осуществлению контроля за использованием капканов и ловушек и по осуществлению контроля за оборотом продукции, получаемой от объектов животного мира, отменены.

От 02.06.2011 № 64-ОЗ «О налоговых льготах организациям, осуществляющим деятельность по переработке отходов на территории Кемеровской области». Определено, что организации, осуществляющие обработку неметаллических отходов и лома (за исключением обработки драгоценных камней), производство цинка, свинца и олова методом электролитического рафинирования отходов и лома свинца, цинка и олова, а также уничтожение отходов методом сжигания или измельчения, имеют право на налоговые льготы при применении упрощенной системы налогообложения при уплате налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций. Указаны условия их предоставления.

Вместе с тем комитетом совместно с экспертно-правовым управлением Совета народных депутатов Кемеровской области разработано и направлено в установленном законом порядке в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации две законодательные инициативы.

С целью ужесточения наказания за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, разработана законодательная инициатива «О внесении изменений в статью 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В соответствии с действующей редакцией статьи 19.5 КоАП РФ данное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан от 300 до 500 рублей; на должностных лиц – от 1 до 2 тысяч; на юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей. В связи с незначительными суммами взысканий эффективность и результативность осуществления проверок низкая. Анализ деятельности Роспотребнадзора показывает, что около пяти процентов субъектов, получивших законные предписания, не выполняют требования. В сфере производства и переработки пищевых продуктов такое отношение к требованиям надзорных органов влечет за собой повышение риска нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Законопроектом предлагается увеличить размер административного штрафа за невыполнение в срок законного предписания контролирующих органов в 10 раз. Законодательная инициатива прошла все необходимые согласования, получила положительное заключение экспертного совета в Государственной думе.

Законодательная инициатива «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» призвана решить проблему незаконной добычи угля. Незаконная добыча угля – проблема масштаба экологической, национальной и экономической безопасности Кузбасса. Ежегодно в угольной промышленности области регистрируются десятки преступлений и правонарушений: это и уклонение от уплаты налогов, и незаконное предпринимательство, и нарушения в сфере природоохранного законодательства. Одной из проблем является отсутствие в законодательстве прямого указания на уголовную противоправность. Законодательной инициативой предлагается внести изменения в главу 25 УК РФ «Экологические преступления», где следует предусмотреть уголовную ответственность за незаконное пользование недрами, в случае когда такие деяния совершены без обращения в уполномоченные органы за получением разрешения (лицензии) или после подачи заявки на лицензирование, но без получения разрешения (лицензии) или при отказе в лицензировании либо после получения положительного ответа о лицензировании, но до регистрации лицензии либо после истечения срока действия лицензии.

Подготовлено и направлено обращение Совета народных депутатов Кемеровской области к председателю Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Б. В. Грызлову об ускорении принятия проектов федеральных законов № 458458-5 «Об ответственном обращении с животными» и № 458970-5 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об ответственном обращении с животными». Поводом для обращения послужил ряд трагических случаев, которые произошли в Кемеровской области и в России. Собаки потенциально опасных пород, находящиеся без надлежащего присмотра, нападают на людей, особенно страдают дети. В обращении депутаты отметили необходимость принятия федеральных законов, регулирующих отношения по содержанию гражданами домашних животных. По мнению депутатов, принятие изменений позволит усилить контроль за содержанием животных и ужесточить ответственность их владельцев.

1.2. Нормативные акты органов исполнительной власти Кемеровской области

1.2.1. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области

От 30.12.2011 № 640 «Об утверждении Положения о порядке ведения регионального кадастра отходов Кемеровской области». Определены содержание и принципы формирования регионального кадастра отходов, а также порядок его ведения. Указано, что сведения, содержащиеся в данном кадастре отходов, используются при осуществлении государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами, служат основанием для принятия управленческих, хозяйственных и иных решений в области обращения с отходами. Уточнено, что региональный кадастр отходов направлен на регулирование деятельности в области обращения с отходами, в том числе осуществление государственного экологического контроля исполнительным органом государственной власти, организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов органами местного самоуправления муниципальных образований.

От 15.12.2011 № 580 «Об исполнительных органах государственной власти Кемеровской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)». В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях совершенствования государственного управления и реализации Кемеровской областью своих полномочий в сфере организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) Коллегия Администрации Кемеровской области утвердила перечень исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора). Полномочия, функции и порядок деятельности исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), определяются в соответствии с положениями о соответствующих исполнительных органах государственной власти Кемеровской области.

От 12.08.2011 № 380 «О летне-осенней и зимней охоте на диких животных в сезон 2011/2012 года». В период летне-осенней и зимней охоты в сезон 2011/2012 г. на территории Кемеровской области разрешено добывать водоплавающую, болотно-луговую и полевую дичь, вальдшнепа, рябчика, тетерева, глухаря, бурого медведя, барсука, ондатру, бобра, зайца-беляка, лисицу красную, соболя, белку, рысь, колонка, хоря светлого, норку, росомаху, самцов косули сибирской во время гона, косулю сибирскую, лося, оленя благородного всех половозрастных групп, кабана всех половозрастных групп за исключением самок, имеющих приплод текущего года, кабана в возрасте до одного года на территориях, предоставленных для долгосрочного пользования.

Установлены сроки охоты, а также предельные нормы добычи и ряд запретов по местам добычи и видам добываемых охотничьих ресурсов.

Уточнено, что в охотсезон 2011/2012 г. запрещена охота на сурка, горностая, зайца-русака, бурундука, хомяка, серую куропатку, а также на виды и подвиды, занесённые в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Кемеровской области – северного оленя, кабаргу, выдру, белую и тундряную куропатку, утку-пеганку, сибирского гуменника, а также пролетных птиц – лебедя-кликуна, краснозобую казарку. Кроме того, запрещено применение на охоте снегоходов и других автомототранспортных средств за исключением охоты в целях регулирования численности волков.

От 21.10.2011 № 477 «Об утверждении комплексной инвестиционной программы «Обращение с отходами производства и потребления на территории Кемеровской области на 2011-2016 годы и на период до 2020 года». В целях снижения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения, экономии природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот, улучшения социально-экономической обстановки в области, повышения инвестиционной привлекательности Кемеровской области, качества жизни населения утверждена комплексная инвестиционная программа «Обращение с отходами производства и потребления на территории Кемеровской области на 2011-2016 годы и на период до 2020 года» с финансированием в 18776,79 млн руб, задачами которой являются формирование нормативной правовой и методической базы для успешной реализации политики и планируемых мер по эффективному обращению с отходами, проведение комплексной инвентаризации отходов производства и потребления, образующихся на территории Кемеровской области, и объектов образования отходов, создание регионального кадастра отходов производства и потребления, регионального кадастра объектов размещения отходов, ограничение использования природных ресурсов в регионе при наличии техногенных заменителей, а также некоторые другие задачи.

Указаны основные программные мероприятия, а также ожидаемые конечные результаты.

1.2.2. Постановления Губернатора Кемеровской области

От 28.07.2011 № 46-пг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Кемеровской области». На территории Кемеровской области установлены лимиты добычи охотничьих ресурсов и квоты добычи по видам охотничьих ресурсов в отношении каждого охотничьего угодья на период с 1 августа 2011 г. до 1 августа 2012 г.

1.2.3. Распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области

От 15.11.2011 № 992-р «О создании государственного казенного учреждения Кемеровской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий Кемеровской области». В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 13 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.12.2010 № 595 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации и ликвидации государственных учреждений Кемеровской области, а также утверждения уставов государственных учреждений Кемеровской области и внесения в них изменений» с 01.01.2012 года создано государственное казенное учреждение Кемеровской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий Кемеровской области». Основными целями и видами деятельности создаваемого учреждения являются осуществление государственных функций и оказание государственных услуг для обеспечения реализации полномочий в сфере охраны, использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, сохранения и восстановления среды их обитания, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения и выполнение работ по сохранению, восстановлению биологического и ландшафтного разнообразия на территории Кемеровской области.

От 16.06.2011 № 502-р «Об изменении типа существующего бюджетного учреждения – государственного учреждения Кемеровской области «Областной комитет природных ресурсов». В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.12.2010 № 590 «Об утверждении Порядка изменения типа существующего бюджетного или казенного учреждения Кемеровской области в целях создания казенного или бюджетного учреждения Кемеровской области» изменен тип существующего бюджетного учреждения – государственного учреждения Кемеровской области «Областной комитет природных ресурсов» в целях создания государственного казенного учреждения Кемеровской области «Областной комитет природных ресурсов». Учредителем государственного казенного учреждения Кемеровской области «Областной комитет природных ресурсов» является Кемеровская область. Полномочия учредителя осуществляет департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области. Сохранена основная цель деятельности учреждения: обеспечение реализации отдельных полномочий Кемеровской области в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, создание условий рационального природопользования в соответствии с действующим законодательством.

От 09.03.2011 № 167-р «О проведении областной акции «Кузбасс – зеленая территория» в рамках Международного года лесов». В целях реализации пункта 6 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 2492-р, в связи с проведением в Российской Федерации мероприятий, связанных с Международным годом лесов, для озеленения и улучшения экологического состояния населенных пунктов Кемеровской области, активизации работ по лесной рекультивации нарушенных угледобычей земель, усиления контроля за организацией сбора и утилизации бытового мусора, ликвидации несанкционированных свалок бытового мусора на лесных участках, прилегающих к населенным пунктам, формирования у населения стереотипов бережного отношения к лесу и навыков экологически ответственного поведения в лесу, внедрения новых форм и методов экологического воспитания подрастающего поколения создан организационный комитет по проведению областной акции «Кузбасс – зеленая территория» в рамках Международного года лесов и утвержден его состав.

1.2.4. Распоряжения Губернатора Кемеровской области

От 22.02.2011 № 20-рг «О мерах по совершенствованию деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Кемеровской области». В целях организации эффективного взаимодействия органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также оптимизации деятельности по снижению отрицательного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, развития специализированных отходоперерабатывающих предприятий дан ряд поручений комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (Н. С. Витковская) и органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области (по согласованию) оказывать содействие индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления; оказывать содействие в строительстве предприятий по переработке промышленных отходов; создать реестр региональных специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию отходов с размещением информации на информационном интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области; координировать взаимодействие между специализированными отходоперерабатывающими предприятиями и собственниками отходов; освещать в средствах массовой информации деятельность предприятий по переработке отходов; совместно с Кузбасской ассоциацией переработчиков отходов (Е. П. Волынкина, по согласованию) разработать проект трехстороннего соглашения между Администрацией Кемеровской области, собственником отходов и специализированным предприятием по переработке отходов о социально-экономическом сотрудничестве в области переработки отходов. Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области (Н. Ю. Вашлаева) совместно с Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области (И. А. Климовская, по согласованию) разработать проект закона Кемеровской области «Об отходах производства и потребления»; обеспечить формирование и ведение регионального кадастра отходов производства и потребления, регионального кадастра объектов размещения отходов и размещение их на интернет-ресурсе (сайте) департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области; при осуществлении государственного экологического контроля в приоритетном порядке проверять соблюдение гражданами и хозяйствующими субъектами требований в сфере обращения с отходами производства и потребления с применением санкций, установленных законодательством.

От 21.02.2011 № 16-гк «Об утверждении структуры департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области». В соответствии с Законом Кемеровской области от 09.03.2005 № 47-ОЗ «О системе исполнительных органов власти Кемеровской области» и постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.11.2006 № 224 «О создании департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области» данным распоряжением утверждена новая структура департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области и признано утратившим силу распоряжение Губернатора Кемеровской области от 28.06.2010 № 78-гк «Об утверждении структуры и штатного расписания департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области».