Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Надзор в области охраны окружающей среды (экологический надзор) представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений, а также организует деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Государственный экологический надзор состоит из:

– государственного надзора за охраной атмосферного воздуха,

– государственного надзора за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов),

– государственного надзора за использованием и охраной водных объектов,

– государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр,

– государственного земельного надзора,

– государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания,

– государственного надзора в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий,

– государственного лесного надзора.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет государственный экологический надзор непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический надзор на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 285.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений.

Уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический надзор на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов федерального государственного экологического надзора.

4.1. Федеральный государственный экологический надзор

Приказом Минприроды России от 08.09.2010 № 364 утвержден список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Кемеровской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 26.07.2010 № 282 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля)».

Государственный надзор за охраной атмосферного воздуха

Государственный надзор за охраной атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 300 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха».

Из общего количества проверенных хозяйствующих субъектов на территории Кемеровской области в 2011 году 45,2% являются нарушителями в области охраны атмосферного воздуха.

Общие сведения о результатах проведения федерального государственного экологического надзора в области охраны атмосферного воздуха представлены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Сведения о результатах проведения федерального государственного экологического надзора в области охраны атмосферного воздуха

№ п/п

Показатели

Единица измерения

Надзор в области охраны атмосферного воздуха

2010 год

2011 год

1

Проведено проверок, всего

шт.

131

157

в том числе:
плановых

шт.

81

61

внеплановых

шт.

50

96

2

Выявлено нарушений

шт.

188

216

3

Устранено нарушений

шт.

134

87

4

Выдано предписаний

шт.

139

176

5

Выполнено предписаний

шт.

141

88

6

Привлечено к административной ответственности всего,

шт.

186

193

в том числе:
юридических лиц

шт.

160

184

из них:
по ст. 19.5 КоАП РФ

шт.

15

18

по ст. 20.25 КоАП РФ

шт.

12

4

должностных лиц

шт.

26

9

7

Наложено штрафов, всего

тыс. руб.

5279

5250

8

Взыскано штрафов

тыс. руб.

4731

4575,8

9

Постановления, направленные в службу судебных приставов, для принудительного взыскания штрафа

шт./тыс. руб.

15/374

15/374

из них: взыскано

шт./тыс. руб.

5/75

5/75

Государственный надзор за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов)

В 2011 году была проведена 121 проверка, из них 60 – плановых, 61 – внеплановая. В общем проверено 139 хозяйствующих субъектов. В результате проверок выявлено 200 нарушений законодательства в области обращения с отходами, 102 – устранено.

Из общего количества проверенных хозяйствующих субъектов на территории Кемеровской области в 2011 году 40,5 % являются нарушителями в области обращения с отходами (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Сведения о результатах проведения федерального государственного экологического надзора в области обращения с отходами

№ п/п

Показатели

Единица измерения

Надзор в области обращения с отходами

2010 год

2011 год

1

Проведено проверок всего

шт.

117

121

в том числе:
плановых

шт.

82

60

внеплановых

шт.

35

61

2

Выявлено нарушений

шт.

158

200

3

Устранено нарушений

шт.

115

102

4

Выдано предписаний

шт.

118

168

5

Выполнено предписаний

шт.

116

103

6

Привлечено к административной ответственности всего,

шт.

44

112

в том числе:
юридических лиц

шт.

41

97

из них:
по ст. 19.5 КоАП РФ

шт.

12

14

по ст. 20.25 КоАП РФ

шт.

4

2

должностных лиц

 

шт.

3

14

7

Наложено штрафов, всего

тыс. руб.

3680

9159

8

Взыскано штрафов

тыс. руб.

2970

6029,7

9

Постановления, направленные в службу судебных приставов, для принудительного взыскания штрафа

шт./тыс. руб.

4/350

5/450

Государственный надзор за использованием и охраной водных объектов

В соответствии со статьей 36 Водного кодекса Российской Федерации от 3.06.2006 № 74-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 801 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» задачей государственного надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

– требований к использованию и охране водных объектов,

– особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения,

– иных требований водного законодательства.

Государственный надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляется в соответствии с Приказом Минприроды России от 26.08.2008 № 192 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» (с изменениями от 15.06.2010).

Общие сведения о результатах проведения федерального государственного надзора за использованием и охраной водных объектов представлены в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Сведения о результатах проведения федерального государственного надзора за использованием и охраной водных объектов

№ п/п

Показатели

Единица измерения

2010 год

2011 год

1

Проведено проверок, всего

шт.

73

97

в том числе:
плановых

шт.

41

33

внеплановых

шт.

32

64

2

Выявлено нарушений

шт.

128

113

3

Устранено нарушений

шт.

44

24

4

Выдано предписаний

шт.

50

77

5

Выполнено предписаний

шт.

37

24

6

Наложено штрафов, всего

тыс. руб.

1449,6

2785

7

Взыскано штрафов

тыс. руб.

227,7

2010

8

Ущерб, предъявленный к взысканию в судебном порядке

шт./ тыс. руб.

3/80887,7

30/1013937,118

9

Взыскано ущерба

шт./ тыс. руб

11/20753,8

6/25173,346

Государственный лесной надзор, государственный пожарный надзор в лесах

Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» (с изменениями от 26.02.2009, 25.03.2010, 4.02.2011, 16.04.2011) установлен порядок осуществления государственного лесного надзора.

Целями государственного пожарного надзора в лесах являются обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований пожарной безопасности в лесах и принятие мер по результатам проверок в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности», Лесным кодексом Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2010 № 595 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах» (в ред. постановления Правительства РФ от 04.02.2011 № 50) установлен порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах.

В соответствии с установленным порядком государственный лесной надзор, государственный пожарный надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства и его территориальные органы (департамент лесного комплекса Кемеровской области). Государственный лесной надзор, государственный пожарный надзор на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Управление Росприроднадзора по Кемеровской области, а также органы исполнительной власти (в отдельных случаях).

Государственный земельный надзор

Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «Об утверждении Положения о государственном земельном контроле» (с изменениями от 21.04.2010).

Государственный земельный надзор осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и их территориальные органы. Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области осуществляется государственный земельный надзор в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий.

При этом осуществляется контроль за соблюдением:

– выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей,

– выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель,

– выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек, распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков,

– режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов,

– выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

В 2011 году было проведено 69 проверок (90 проверок в 2010 году), из них: 33 – плановые, 36 – внеплановые.

Всего проверено 58 хозяйствующих субъектов, выявлено 25 нарушений (37 нарушений в 2010 году).

Сумма наложенных административных штрафов за 2011 год составила 60 тыс. руб. (230 тыс. руб. в 2010 году), из них взыскано – 60 тыс. руб. (227,7 тыс. руб. в 2010 году).

В 2011 году было выдано 17 предписаний (26 предписаний в 2010 году).

В течение 2011 года было устранено 5 нарушений (31 нарушение в 2010 году), выполнено 6 предписаний (31 предписание в 2010 году).

Государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по Кемеровской области в 2011 году проведено 29 выездов для участия в комиссиях по приемке рекультивированных земель. Проведена приемка земель общей площадью 512,88 га ( 464,5 га в 2010 году), из которых принято – 407,51 га .

Государственный земельный надзор в сфере компетенции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) осуществляется на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений.

Государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с приказом Минсельхоза РФ от 07.09.2009 № 411 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного контроля».

При этом осуществляется надзор за соблюдением:

– выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли,

– выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления,

– выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Кемеровской области в рамках государственного земельного надзора в 2011 году проведено 484 проверки (441 проверок в 2010 году) по соблюдению требований земельного законодательства в области использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения на площади 24,2 тыс. га (226,49 тыс. га в 2010 году), из них 23,8тыс. га на землях сельскохозяйственного назначения и 0,3 тыс. га на землях сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов.

По результатам проверок составлено 484 акта государственного земельного надзора. Выявлены нарушения земельного законодательства на площади 2,7 тыс. га.

По выявленным нарушениям в истекшем году возбуждено 194 административных дела (135 – в 2010 году). Сумма наложенных административных штрафов за 2011 год составила 1170,6 тыс. руб. (644,5тыс. руб. в 2010 году), из которых взыскано – 791,9 тыс. руб. (585,5 тыс. руб. в 2010 году).

Материалы 95 дел об административных правонарушениях переданы на рассмотрение по подведомственности мировым судьям.

Выдано 133 предписания (117 – в 2010 году).

Надзор в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения

Государственное управление и государственный надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

На территории Кемеровской области функционируют три особо охраняемые территории федерального значения: «Шорский национальный парк», Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау», памятник природы «Липовый остров».

Государственный надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Кемеровской области осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области.

В 2011 году были проведены 2 внеплановые проверки в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Кемеровской области по соблюдению требований пожарной безопасности в лесах и подготовки к пожароопасному сезону особо охраняемой природной территории федерального значения.

В результате проверок нарушений не было выявлено.

Надзор в области охраны и использования объектов животного и растительного мира

Правительством Российской Федерации принято постановление от 10.11.2008 № 843 «Об утверждении Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания», согласно которому задачей государственного надзора является обеспечение соблюдения всеми российскими и иностранными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства требований законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об охране, воспроизводстве и использовании объектов животного мира и среды их обитания.

Надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания на территории Кемеровской области осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области в отношении объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

В 2011 году Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области в отношении объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, проверки не проводились(в 2010 году проверок не проводилось).

Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

Задачей государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» установлен порядок проведения государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (с изменениями от 02.02.2010).

Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на территории Кемеровской области осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (Управление Росприроднадзора по Кемеровской области) на основании Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3.12.2007 № 319 (с изменениями от 17.09.2009).

В 2011 году в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования были направлены предложения по досрочному прекращению прав пользования недрами по 9 лицензиям, выданным ОАО «ОУК «Южкузбассуголь», участок «Ерунаковский-VIII», участок «Ерунаковский-Восточный», участок «Поле шахты Томская-Глубокая», ООО «Шахтоуправление Бунгурское», участок «Поле шахты Бунгурская», ООО «Разрез Бунгурский-Северный», участок «Апанасовский», ОАО «Луговое», участок «Поле шахты Дальние Горы», ООО «Разрез им. В. И. Черемнова», участок «Кыргайский», ООО «Учуленский цементный завод», участок «Кедровский», участок «Кедровский-Западный».

По фактам самовольного пользования недрами с целью добычи каменного угля в 2011 году проведено 14 рейдовых проверок, зафиксировано 16 фактов незаконной добычи каменного угля. Согласно составленным актам, объем самовольной добычи каменного угля составил 100 тыс. тонн, стоимостью порядка 140 млн рублей (189,5 тыс. тонн в 2010 году). Лица, занимающиеся самовольной добычей, привлечены к административной ответственности. Материалы проверок переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел и дальнейшего расследования.

Общие сведения о результатах проведения государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр представлены в табл. 4.4.

Таблица 4.4

Сведения о результатах проведения государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

№ п/п

Показатели

Единица измерения

Результаты надзора

2010 год

2011 год

1

Проведено проверок, всего

шт.

125

80

в том числе:
плановых

шт.

101

29

внеплановых

шт.

24

51

2

Выявлено нарушений

шт.

289

262

3

Устранено нарушений

шт.

149

135

4

Выдано предписаний

шт.

212

232

5

Выполнено предписаний

шт.

144

123

6

Начислено штрафов

тыс. руб.

14484

20230

7

Взыскано штрафов

тыс. руб.

8118

10924

8

Направлено дел для принятия мер, всего

шт.

83

68

в том числе:
в прокуратуру

шт.

37

25

 

4.2. Федеральный государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов

Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, создано для осуществления функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания на водных объектах рыбохозяйственного значения Верхнеобского бассейнового округа на территориях шести субъектов Российской Федерации, в том числе на водных объектах рыбохозяйственного значения Кемеровской области.

Кемеровским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания в 2011 году было проведено 10 плановых и 21 внеплановое контрольное мероприятие на промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и рыбопромысловых участках, предоставленных для организации спортивного и любительского рыболовства.

В ходе проведенных проверок было выявлено 16 нарушений (37 нарушений в 2010 году).

Привлечено к административной ответственности 20 юридических лиц (27 – в 2010 году), 3 должностных лица (10 – в 2010 году), а также 1 индивидуальный предприниматель.

Сумма начисленных административных штрафов за 2011 год составила 2155,2 тыс. руб. (2350,67 тыс. руб. в 2010 году). Взыскано штрафов 920,55 тыс. руб. (1606,804 тыс. руб. в 2010 году).

По итогам проведенных Кемеровским отделом контрольно-надзорных мероприятий за 2011 год выявлено 23 нарушения природоохранного законодательства, при этом выдано 14 предписаний по устранению нарушений.

  1. Региональный государственный экологический надзор

В соответствии со статьями 6, 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют региональный государственный экологический надзор.

Законом Кемеровской области от 18.01.2007 № 5-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере охраны окружающей среды», постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.12.2011 № 580 «Об исполнительных органах государственной власти Кемеровской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)» определен перечень исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного экологического надзора.

В соответствии с вышеуказанными нормативными актами, государственный надзор в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Кемеровской области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляют:

1. Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области, по следующим видам:

– государственный надзор за охраной атмосферного воздуха,

– государственный надзор за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов),

– государственный надзор за использованием и охраной водных объектов,

– государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

2. Департамент лесного комплекса Кемеровской области:

– государственный лесной надзор.

3. Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области:

– государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания,

– государственный надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

В рамках государственного экологического надзора Кемеровской области государственными инспекторами Кемеровской области по охране природы в 2011 году было проведено 153 проверки (213 проверок в 2010 году), из них 59 – плановых, 94 – внеплановых.

В ходе проведенных мероприятий количество выявленных административных правонарушений составило 265, в том числе:

– нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха – 55;

– нарушение законодательства об отходах производства и потребления – 52;

– нарушение водного законодательства – 22;

– нарушение законодательства о недрах – 17;

– невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду – 16;

– неисполнение предписания – 33;

– неуплата административного штрафа – 34;

– другие правонарушения – 36.

По результатам проверок выдано 72 предписания об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды (109 – в 2010 году).

Сумма начисленных административных штрафов за 2011 год составила 9523,00 тыс. руб. Взыскано штрафов 9148,715 тыс. руб.

Государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания

В 2011 году в рамках государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания было выявлено 557 нарушений (592 – в 2010 году), к административной ответственности привлечен 531 нарушитель (571 – в 2010 году), наложено штрафов на сумму 1578 тыс. руб. (1670 тыс. руб. в 2010 году), взыскано штрафов на сумму 1433,8 тыс. руб. (1225 тыс. руб. в 2010 году).

Должностными лицами департамента была выявлена незаконная добыча 65 голов охотничьих животных (92 – в 2010 году).

Материалы 17 административных дел переданы в правоохранительные органы для правовой оценки и возбуждения уголовных дел.

Государственный лесной надзор

В целях исполнения полномочий в сфере лесных отношений в январе 2007 года в Кемеровской области был создан департамент лесного комплекса. В настоящее время в состав департамента входит 19 территориальных отделов – лесничеств (в границах административного деления).

Общие сведения о результатах проведения государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, представлены в табл. 4.5.

Таблица 4.5

Сведения о результатах проведения государственного лесного контроля и надзора

№ п/п

Показатели

2010 год

2011 год

1

Выявлено нарушений лесного законодательства, всего

453

600

в том числе:
случаев незаконной рубки леса

212

224

общий объем незаконно заготовленной древесины, м3

12804

9236

2

Причиненный ущерб лесу, тыс. руб.

65,978

49,931

3

Составлено протоколов об административных правонарушениях

309

461

4

Привлечено к административной ответственности, в том числе:

309

461

юридических лиц

64

85

должностных лиц

87

132

физических лиц

158

244

5

Наложено штрафов, тыс. руб.

1104,0

1755,3

6

Направлено дел в органы МВД

138

126

7

Возбуждено уголовных дел

107

111

8

Взыскано в бюджет, тыс. руб.

1020,5

113,3

По результатам надзорной деятельности в 2011 году выявлено 600 нарушений лесного законодательства, в том числе 224 случая незаконной рубки с общим объемом незаконно заготовленной древесины 9236 куб. м и ущербом 49,931 млн руб. По признакам ст. 260 УК РФ в органы внутренних дел направлено 126 материалов, возбуждено 111 уголовных дел. К уголовной ответственности привлечено 18 граждан, совершивших незаконную рубку.

Согласно данным отраслевого статистического наблюдения по форме 5-лесхоз, в 2010 году средний объем незаконных рубок составил 60,3 куб. м, в 2011 году – 41,2 куб. м.

С целью профилактики незаконных порубок еженедельно проводятся вертолётные рейды по территории области, которые организуются в рамках соглашения с ГУВД по Кемеровской области о противодействии незаконным рубкам. Также акцент сделан на проведении разъяснительной работы в средствах массовой информации. Население информируется об ответственности за нарушения лесного законодательства, в том числе в части предупреждения о грозящей ответственности за лесонарушения. Путем публикаций в областной прессе, выступлений на радио и телевидении, в новостных выпусках региональных информационно-аналитических программ граждане информируются о задержании и привлечении к ответственности нарушителей, пропагандируются примеры неотвратимости наказания за незаконную рубку леса.

В рамках государственного надзора за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения в 2011 году Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области была проведена 1 плановая проверка по организации и функционированию особо охраняемой природной территории федерального значения и две внеплановых проверки в части соблюдения пожарной безопасности (2 – в 2010 году).

В результате проверок нарушений не выявлено.