Часть V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

 

4.1. Федеральный государственный экологический надзор

 

Приказом Минприроды России от 30.08.2011 года № 709 утвержден список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Кемеровской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 29 июня 2012 г. N 191″Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора”.
 
Государственный надзор за охраной атмосферного воздуха

Государственный надзор за охраной атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 31.10.2008 г. № 300 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха».

Из общего количества проверенных хозяйствующих субъектов на территории Кемеровской области в 2011 году 42 % являются нарушителями в области охраны атмосферного воздуха.

Общие сведения о результатах проведения федерального государственного экологического надзора в области охраны атмосферного воздуха представлены в табл. 4.1.

 

Таблица 4.1

Сведения о результатах проведения федерального государственного экологического надзора в области охраны атмосферного воздуха

 

Показатели надзорной деятельности

2011 г.

2012 г.

в % 2011 г.

Проведено проверок предприятий-природопользователей, всего, из них:

157

171

109

  плановых

61

33

54

  внеплановых

96

138

143,7

  рейдов

1

Выявлено нарушений

216

140

64,8

Устранено нарушений

87

101

116

Выдано предписаний

176

117

65

Выполнено предписаний

88

101

107

Наложено штрафов, тыс. руб.

5250

5450

104

Взыскано штрафов, тыс. руб.

4575,8

4945,8

107

 

Сравнительный анализ за 2012 г. показал:

– увеличение проведения контрольно-надзорных мероприятий в целом на 9 %.

– увеличение внеплановых проверок на 43,7 %, из них 65 % по выполнению предписаний.

В связи со снижением плановых проверок, а также с ликвидацией юридических лиц либо их перерегистрацией в ФНС (ЕГРЮЛ) снизился процент выявленных нарушений на 36 %, выданных предписаний на 23 %.

Динамика количества устраненных нарушений по отношению к выявленным нарушениям положительная, так, в 2012 г. нарушений устранено на 32 % больше.

За 2012 г. наблюдается:

– рост взысканных штрафов на 7 %;

– выдано 8 представлений на юридические и должностные лица об устранении причин и условий, способствующих свершению правонарушений;

– усилился контроль за выполнением предписаний, что подтверждается выполнением 72 % выданных предписаний, у остальных 28 % срок исполнения не настал.

 

Государственный надзор за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов)

Государственный надзор за деятельностью в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 26.07.2010 г. № 282 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля)».

Из общего количества проверенных хозяйствующих субъектов на территории Кемеровской области в 2011 году 37 % являются нарушителями в области обращения с отходами.

Общие сведения о результатах проведения федерального государственного экологического надзора в области обращения с отходами представлены в табл. 4.2.

 

Таблица 4.2

Сведения о результатах проведения федерального государственного экологического надзора в области обращения с отходами

 

Показатели надзорной деятельности

2011 г.

2012 г.

в % к 2011 г.

Проведено проверок предприятий-природопользователей, всего, из них:

121

131

108

  плановых

60

28

46,6

  внеплановых

61

103

168,8

  рейдов

51

19

37,2

Выявлено нарушений

200

113

56

Устранено нарушений

102

92

90,2

Выдано предписаний

168

92

54

Выполнено предписаний

103

92

89,3

Наложено штрафов, тыс. руб.

9159

3155

34

Взыскано штрафов, тыс. руб.

6029,7

3425

57

 

Сравнительный анализ за 2012 г. показал:

– уменьшение плановых надзорных мероприятий на 46 %, что связано с сокращением подконтрольных объектов при согласовании с генеральной прокуратурой;

– увеличение внеплановых надзорных мероприятий на 68 %, из них выполнение предписаний составляет 72 %.

В связи со снижением плановых проверок, а также с ликвидацией юридических лиц либо их перерегистрацией в ФНС (ЕГРЮЛ) снизился процент выявленных нарушений на 44 %, выданных предписаний на 46 %, наложенных штрафов на 66 %, взысканных штрафов на 43 %.

Однако в 2012 г. ужесточены административные меры наказания:

– выдано 5 представлений на юридические и должностные лица об устранении причин и условий, способствующих свершению правонарушений;

– увеличился процент должностных лиц, привлеченных к ответственности, на 67 %.

В период 2012 года основная деятельность отдела направлена на проведение комплексных плановых проверок, а также на проведение внеплановых проверок, связанных с проверками выполнения предписаний, выданных в предыдущие периоды – в 2011 году. Кроме того, отдел выполнял внеплановые проверки по жалобам граждан и по требованию природоохранной прокуратуры. Отделом за данный период проведено 19 рейдов по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территории Кемеровской области.

В рамках переданных полномочий отделом за данный период выполнено 77 предлицензионных проверок. Нарушений требований и условий заявленной к лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4-го классов опасности не выявлено.

 

Государственный надзор за использованием и охраной водных объектов

В соответствии со статьей 36 Водного кодекса Российской Федерации от 3.06.2006 года № 74-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 года № 801 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» задачей государственного надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

– требований к использованию и охране водных объектов;

– особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения;

– иных требований водного законодательства.

Федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов на территории Кемеровской области осуществляется Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в отношении объектов, перечень которых утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2006 г. № 288 «Об утверждении перечня объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов».

Государственный надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 26.08.2008 г. № 192 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» (с изменениями от 15.06.2010 г.).

Общие сведения о результатах проведения федерального государственного надзора за использованием и охраной водных объектов представлены в табл. 4.3.

 

Таблица 4.3

Сведения о результатах проведения федерального государственного надзора за использованием и охраной водных объектов

 

Показатели надзорной деятельности

2011 г.

2012 г.

в % к 2011 г.

Проведено проверок предприятий-водопользователей, всего, из них:

97

101

104

  плановых

33

17

51,5

  внеплановых

64

84

131

  рейдов

22

16

72,7

Выявлено нарушений

113

115

101

Устранено нарушений

24

29

120

Выдано предписаний

77

97

125

Выполнено предписаний

24

35

146

Наложено штрафов, тыс. руб.

2785

1271,5

46

Взыскано штрафов, тыс. руб.

2010

1551,5

77,2

Предъявлено ущербов, тыс. руб.

529843,5

123899,7

23,3

 

За отчетный период количество проведенных проверок составило 101 (в 2011 г. – 97), из них плановых – 17 (в 2011 г. – 33), внеплановых – 84 (в 2011 г. – 64). Проверен 61 хозяйствующий субъект. В ходе проверок выявлено 115 нарушений (в 2011 г. – 113). Общее количество проведенных проверок хозяйствующих субъектов по сравнению с 2011 г. уменьшилось на 14 %, при этом количество внеплановых проверок увеличилось на 31 %.

Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области рассчитан размер вреда, причиненный водным объектам (16 претензий о возмещении вреда), на общую сумму 123899,691 тыс. руб. Возмещено вреда (ущерба) на сумму 283681,994 тыс. руб. В 2012 году основная деятельность отдела направлена на проведение плановых проверок и внеплановых проверок по фактам нарушения водного законодательства, изложенным в жалобах граждан, а также по требованиям природоохранной прокуратуры.

 

Государственный лесной надзор, государственный пожарный надзор в лесах

Целями государственного пожарного надзора в лесах являются обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований пожарной безопасности в лесах и принятие мер по результатам проверок в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности», Лесным кодексом Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2010 г. № 595 «Об утверждении положения об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах» (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.02.2011 г. № 50) установлен порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах.

В соответствии с установленным порядком государственный лесной надзор, государственный пожарный надзор в лесах осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, его территориальные органы (департамент лесного комплекса Кемеровской области) – на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы (Управление Росприроднадзора по Кемеровской области) – на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в отдельных случаях).

В рамках соблюдения пожарной безопасности на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения в 2012 году Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области проведены две внеплановые проверки ФГУ «Шорский национальный парк» и ФГУ «ГПЗ «Кузнецкий Алатау». Нарушений не выявлено.

 

Государственный земельный надзор

Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 г. № 689 «Об утверждении положения о государственном земельном контроле» (с изменениями от 21.04.2010 г.).

Государственный земельный надзор осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и их территориальные органы. Задачей государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области осуществляется государственный земельный надзор в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий.

При этом осуществляется надзор за соблюдением:

– выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

– выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

– выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек, распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;

– режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

– выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

За период 2012 года количество проведенных проверок составило 40 (в 2011 г. – 69), из них плановых – 14 (в 2011 г. – 33), внеплановых – 26 (в 2011 г. – 36). Проверено 32 хозяйствующих субъекта. В ходе проверок выявлено 7 нарушений (в 2011 г. – 25). Общее количество проведенных проверок хозяйствующих субъектов по сравнению с 2011 г. уменьшилось на 42 %, количество внеплановых проверок уменьшилось на 28 %.

В течение 2012 года проведено 40 выездов инспекторов для участия в комиссиях по приемке рекультивированных земель. Проведена приемка земель общей площадью 452,5 га, из которых принято 450,5 га, не принято 2 га земель.

Допущенные нарушения: несвоевременное и некачественное выполнение рекультивации нарушенных земель, неразработка и невыполнение природоохранных мероприятий в части сохранения и восстановления земельных ресурсов (табл. 4.4).

 

Таблица 4.4

Сведения о результатах проведения федерального государственного земельного надзора

 

Показатели надзорной деятельности

2011 г.

2012 г.

в % к 2011 г.

Проведено проверок предприятий-землепользователей, всего, из них:

69

40

58

  плановых

33

14

43

  внеплановых

36

26

72

Выявлено нарушений

25

7

28

Устранено нарушений

5

12

240

Выдано предписаний

17

8

47

Выполнено предписаний

6

14

233

Наложено штрафов, тыс. руб.

60

Взыскано штрафов, тыс. руб.

60

Предъявлено ущербов, тыс. руб.

1296

 

Надзор в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения

Государственное управление и государственный надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды (Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области).

За 12 месяцев 2012 года плановые проверки по организации и функционированию ООПТ не проводились.

 

Надзор в области охраны и использования объектов животного и растительного мира

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2008 г. № 843 «Об утверждении Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания» установлено, что задачей государственного надзора является обеспечение соблюдения всеми российскими и иностранными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства требований законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об охране, воспроизводстве и использовании объектов животного мира и среды их обитания.

Надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания на территории Кемеровской области осуществляется Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в отношении объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

За 12 месяцев 2012 года совместно с департаментом по охране объектов животного мира Кемеровской области проверки не проводились.

В области охраны и использования объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, контроль и надзор в данной области не осуществлялся.

В области охраны и использования иных объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и водным биологическим ресурсам, проверки не проводились.

 

Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

Задачей государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 г. № 293 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» установлен порядок проведения государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (с изменениями от 02.02.2010 г.).

Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на территории Кемеровской области осуществляется Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области на основании Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3.12.2007 г. № 319 (с изменениями от 17.09.2009 г.).

Общие сведения о результатах проведения государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр представлены в табл. 4.5.

 

Таблица 4.5

Сведения о результатах проведения государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

 

Показатели контрольной деятельности

2011 г.

2012 г.

в % к 2011 г.

Проведено проверок предприятий-недропользователей, всего, из них:

80

133

166

  плановых

29

20

69

  внеплановых

51

113

221

  рейдов

14

8

57

Выявлено нарушений

262

243

93

Устранено нарушений

135

120

89

Выдано предписаний

232

237

95

Выполнено предписаний

133

114

80

Наложено штрафов (тыс. руб.)

20230

19521

96,5

Взыскано штрафов (тыс. руб.)

10934

13500

123

 

Количество проверок хозяйствующих субъектов (недропользователей) за 2012 г. составило 133 при запланированных 20, что на 66 % больше, чем в 2011 г. Количество внеплановых проверок увеличилось в 2,2 раза и составило 113 проверок.

Количество устраненных нарушений по отношению к выявленным в 2012 г. – 49,3 %, что примерно на том же уровне, что в 2011 г. – 51,5 %.

По фактам самовольного пользования недрами с целью добычи каменного угля управлением проведено 8 рейдов. Объем самовольной добычи каменного угля составил 66 тыс. тонн. Материалы проверок переданы в правоохранительные органы. ГУ МВД по Кемеровской области возбуждено 6 уголовных дел.

 

4.1.1 Федеральный государственный надзор за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов

 

Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, создано для осуществления функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания на водных объектах рыбохозяйственного значения Верхнеобского бассейнового округа на территориях шести субъектов Российской Федерации, в том числе на водных объектах рыбохозяйственного значения Кемеровской области.

Надзор за соблюдением законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на территории Кемеровской области осуществляется в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральным агентством по рыболовству государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесённых в Красную книгу Российской Федерации, утверждённым приказом Федерального агентства по рыболовству от 20 августа 2010 г. № 708, и Положением о Кемеровском отделе государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания.

Кемеровский отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания является обособленным структурным подразделением Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.

Анализ контрольно-надзорной деятельности в 2012 году по сравнению с 2011 годом показал, что в 2011 году по результатам 10 плановых проверок и 21 внеплановой проверки выявлено 16 нарушений, в результате 7 административных расследований выявлено 7 нарушений, а в 2012 году по результатам 36 плановых и 7 внеплановых проверок выявлено 35 нарушений, в результате 6 административных расследований выявлено 6 нарушений, по результатам выявленных нарушений к административной ответственности привлечено 20 юридических и 4 должностных лица с общей суммой административных штрафов 400,5 тыс. рублей. Сумма взысканных с нарушителей природоохранного законодательства штрафов составила 355 тыс. рублей.

Кроме того, во время рыбоохранных рейдов (мероприятий) выявлено 1289 нарушений природоохранного (в том числе рыбоохранного) законодательства, в этой связи на граждан, должностных и юридических лиц наложено штрафов на общую сумму 2281,2 тыс. рублей, из них взыскано 1541,9 тыс. рублей.

 

4.2. Региональный государственный экологический надзор

 

В соответствии со статьями 6, 65 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют региональный государственный экологический надзор.

Законом Кемеровской области от 18.01.2007 года № 5-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере охраны окружающей среды», постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 15.12.2011 г. № 580 «Об исполнительных органах государственной власти Кемеровской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)» определен перечень исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного экологического надзора.

В соответствии с вышеуказанными нормативными актами государственный надзор в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Кемеровской области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляют:

1. Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области по следующим видам:

– государственный надзор за охраной атмосферного воздуха;

– государственный надзор за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);

– государственный надзор за использованием и охраной водных объектов;

– государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

2. Департамент лесного комплекса Кемеровской области:

– государственный лесной надзор.

3. Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области:

– государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

– государственный надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

 

4.2.1. Региональный государственный экологический надзор

 

Региональный государственный экологический надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; региональный государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной деятельности независимо от форм собственности осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом департамента от 22.10.2012 года № 177 «О внесении изменений в приказ департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 30.04.2010 года № 126 «О принятии административного регламента проведения проверок при осуществлении регионального государственного экологического надзора департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области».

В рамках государственного экологического надзора Кемеровской области государственными инспекторами Кемеровской области по охране природы в 2012 году было проведено 213 проверок (153 проверки в 2011 году), в том числе 97 плановых, 116 внеплановых, а также возбуждено 226 дел об административных правонарушениях по иным основаниям, не включая результаты проверок.

В ходе проверок, проведенных должностными лицами управления государственного контроля департамента, выявлено 207 правонарушений. За выявленные правонарушения назначены административные наказания в виде штрафов на 4 455 тыс. руб.

По результатам проведения проверок департаментом выдано 103 предписания об устранении нарушений.

В рамках контроля за устранением выявленных нарушений проведено 75 проверок выполнения предписаний. По фактам невыполнения предписаний возбуждено и передано на рассмотрение по подведомственности 49 дел об административном правонарушении.

 

4.2.2. Региональный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания

 

В соответствии с Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 13.11.2007 г. № 314 «О создании департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области» (с изменениями от 23.11.2010 г., от 27.01.2012 г.) полномочием департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области является осуществление государственного экологического надзора, а именно государственный надзор за соблюдением законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Кемеровской области, государственный надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением государственного надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

В 2012 году сотрудниками департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области с привлечением общественных охотинспекторов проведено 2185 рейдовых мероприятий по охране объектов животного мира и борьбе с браконьерством. В ходе этих мероприятий выявлено 782 нарушения правил охоты. Привлечено к административной ответственности 765 человек. Наложено штрафов на сумму 855,6 тыс. руб.

В течение 2012 года выявлена незаконная добыча 45 охотничьих животных, из них лосей – 14 голов, косуль – 4 головы, кабанов – 1, медведей – 1, зайцев – 8, бобров – 2, барсуков – 2, уток – 5, тетеревов – 1, глухарей – 2, рябчиков – 5. К 29 нарушителям предъявлены иски на возмещение ущерба, причиненного государственному охотничьему фонду, на сумму 692,244 тыс. рублей.

Итого в 2012 году на нарушителей наложено штрафов и исков на сумму 1547,844 тыс. руб. Общая сумма взысканий по штрафам и ущербу составляет 1463,344 тыс. руб.

Сотрудниками департамента в 2012 году было изъято 38 единиц огнестрельного оружия. Выявлено 13 фактов незаконной охоты с применением крупного ущерба, попадающих под п. «а» ст. 258 УК РФ. Материалы направлены в отделы МВД России по Кемеровской области, по всем случаям возбуждены уголовные дела. По двум из случаев нарушители признаны виновными в совершении преступления. Одному из нарушителей назначено наказание в виде 5 месяцев исправительных работ с удержанием 5 % заработка ежемесячно в доход государства, второму назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей. Кроме того, данные граждане возместили ущерб, нанесенный животному миру Кемеровской области, на общую сумму 360000 (триста шестьдесят тысяч) рублей.

 

4.2.3. Региональный государственный лесной надзор

 

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» (с изменениями от 25.03.2010), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный лесной надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением лесничеств и лесопарков, подлежащих федеральному государственному лесному надзору.

Целями государственного пожарного надзора в лесах являются обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований пожарной безопасности в лесах и принятие мер по результатам проверок в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности», Лесным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с законом Кемеровской области от 13.06.2007 № 75-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере лесных отношений» (с изменениями от 26.12.2009 г.) полномочием департамента лесного комплекса Кемеровской области является осуществление на землях лесного фонда государственного лесного надзора, государственного пожарного надзора в лесах за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.

Государственный лесной надзор и государственный пожарный надзор в лесах в Кемеровской области осуществлялся департаментом лесного комплекса Кемеровской области (далее по тексту департамент) на основании Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 г. № 394 и Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 августа 2010 г. № 595, а также административными регламентами департамента по исполнению государственных функций «Проведение мероприятий по осуществлению государственного лесного контроля и надзора», утвержденного приказом департамента от 30.12.2009 г. № 1698 и «Осуществление государственного пожарного надзора в лесах», утвержденного приказом департамента от 13.10. 2010 г. № 01-06/1133.

Общие сведения о результатах проведения государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, представлены в табл. 4.6.

 

Таблица 4.6.

Сведения о результатах проведения государственного лесного контроля и надзора

 

№ п/п

Показатели

2011 год

2012 год

1 Плановые проверки

45

47

2 Внеплановые проверки

96

51

3 Выявлено нарушений лесного законодательства, всего, в том числе:

600

223

  случаев незаконной рубки леса

224

208

  общий объем незаконно заготовленной древесины, м3

9236

6590

4 Причиненный ущерб лесу, тыс. руб.

49,931

62 618,6

5 Привлечено к административной ответственности, в том числе:

461

114

  юридических лиц

85

27

  должностных лиц

132

14

  физических лиц

244

73

6 Наложено штрафов, тыс. руб.

1755,3

1009

7 Возбуждено уголовных дел

111

105

8 Выдано предписаний по устранению выявленных нарушений

39

 

В 2012 году значительно снизилось количество выявленных в ходе осуществления плановых и внеплановых проверок нарушений лесного законодательства. Это связано с тем, что подавляющее число лесопользователей привело свою деятельность в соответствие с лесным законодательством.

 

4.3 Федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений

 

Федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

На территории Кемеровской области расположено 92 объекта, имеющих гидротехнические сооружения, поднадзорные Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Сибирское управление Ростехнадзора).

По целям использования данные гидротехнические сооружения делятся на гидротехнические сооружения промышленного комплекса, основное назначение которых – хранение жидких отходов (гидроотвалы, золоотвалы, хвостохранилища, шламохранилища и др.) и гидротехнические сооружения водохозяйственного назначения для использования водных ресурсов (водоснабжение, рекреация, рыборазведение и др.).

Таким образом, из 92 объектов, 59 – ГТС промышленного комплекса и
33 – ГТС водохозяйственного назначения.

Данные по использованию гидротехнических сооружений в различных отраслях промышленности представлены на рис. 4.1
 

4.1

 

Рис.4.1. Распределение гидротехнических сооружений по отраслям промышленности

 

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях» на отдельных гидротехнических сооружениях может быть установлен режим постоянного государственного надзора. Режим постоянного государственного надзора, перечень гидротехнических сооружений, в отношении которых устанавливается такой режим, и порядок его осуществления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На территории Кемеровской области режим постоянного государственного надзора установлен на 9 объектах (имеющих ГТС). По одному объекту в химической отрасли и энергетике и на 7 объектах угольной и горнорудной промышленности.

Одним из требований законодательства в обеспечении безопасности гидротехнических сооружений является составление собственником гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организацией декларации безопасности гидротехнического сооружения, которая содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Из общего количества объектов (92), поднадзорных Сибирскому управлению Ростехнадзора, декларации безопасности гидротехнических сооружений составлены на 67 ГТС, из них 8 ГТС водохозяйственного назначения.

 

Таблица № 4.7

Перечень объектов, имеющих ГТС, составивших декларации безопасности

 

№ п/п

Наименование ГТС, класс капитальности

Месторасположение

Назначение ГТС

Собственник ГТС (эксплуатирующая организация)

Срок действия декларации безопасности и дата выдачи заключения

1 Гидроузел на р. Малый Бачат, III класс Юго-восточная окраина города Гурьевска Техническое водоснабжение ОАО «Гурьевский металлургический завод» (ОАО «ГМЗ») № 10-11(00)0083-00-ВОД, 27.09.2011 г., 4 года.СРЦ № 2011-11 от 11.08.2011 г.
2 ГТС пруда на р. Киня , III класс Зенковский парк города Прокопьевска Рекреация Муниципальное образование «Прокопьевский городской округ» № 12-12(00)0024-22-ДР15.11.2012 № 24
3 Комплекс ГТС пруда на р. Кобылина, IV класс Кемеровский район, пос. Смирновский Орошение, рыборазведение ФГБУ «Кемеровомелиоводхоз» № 11-12(00) 0020-22-ДР, 03.08.2012, 5 лет03.08.2017 ГУ № 42-4-2-1-5 от 18.06.2012 г.
4 Комплекс ГТС водохранилища на р. Шумиха, IV класс Кемеровский район, д. Береговая Орошение, рыборазведение ФГБУ «Кемеровомелиоводхоз» № 11-12(00) 0021-22-ДР, 03.08.2012, 5 лет03.08.2017 ГУ № 42-4-2-1-6 от 18.06.2012 г.
5 Комплекс ГТС Журавлевского водохранилища на р. Исток, IV класс Промышленновский район, с. Журавлево Орошение, рыборазведение ФГБУ «Кемеровомелиоводхоз» № 11-12(00) 0022-22-ДР, 14.09.2012,5 лет14.09.2017 ГУ № 42-4-2-1-9 от 31.07.2012 г.
6 Гидроузел (водохранилище) на реке Тельбес, III класс Таштагольский район, пос. Каз Водоснабжение населения ООО «Шерегеш-Энерго»Казский филиал  ГУ, 15.10.10 г.,№ 42-4-5-2-9081;
7 Гидроузелна ключе III у горы Мустаг ключе IV, III класс Таштагольский район,
п. г. т. Шерегеш
Водоснабжение населения ООО «Шерегеш-Энерго» № 10-10(00)0377-00-КОМ, 24.12.2010, 4 года 24.12.2014 ГУ, 06.10.10 г, № 42-4-5-2-9081
8 ГТС водохранилища на р. Большая Подикова Кемеровский район, д. Подъяково Рекреация ООО Санаторий «Кедровый бор» № 11-12(01) 0017-22-ДР, 24.02.2012,5 лет, до 24.02.2017 № 42-4-2-1-1 от 25.01.2012 г.

 
Оставшиеся 25 объектов, имеющих ГТС (водохозяйственного назначения), поднадзорных Сибирскому управлению Ростехнадзора, подлежащих декларированию безопасности, представлены по муниципальным образованиям и приведены в таблице № 4.8.
 

Таблица № 4.8

ГТС (водохозяйственного назначения), поднадзорных Сибирскому управлению Ростехнадзора, подлежащих декларированию безопасности

 

№ п/п

Наименование муниципального образования

Общее количество объектов

ГТС прудов и водохранилищ

Водозащитные дамбы

1 г. Анжеро-Судженск

2

2

0

2 г. Междуреченск

2

0

2

3 г. Новокузнецк

5

0

5

4 г. Прокопьевск

1

1

0

5 г. Юрга

1

1

0

6 Крапивинский район

1

1

0

7 Новокузнецкий район

4

0

4

8 Промышленновский район

3

3

0

9 Прокопьевский район

3

3

0

10 Таштагольский район

3

3

0

Итого

25

14

11

 

Сибирским управлением Ростехнадзора в 2012 году проведено 70 проверок в отношении безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений. Сумма наложенных административных штрафов составила 370 тыс. рублей. Взыскано штрафов за 2012 год – 370 тыс. рублей.