Часть V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

3.1. Классификация налогов, сборов и других платежей за пользование природными ресурсами

 

Экономическое регулирование природоохранной деятельности осуществляется с целью формирования у хозяйственного субъекта экономического интереса в соблюдении экологических требований, установленных законодательством.

Основой экономического механизма управления природно-ресурсным комплексом являются фискальные платежи (налоги, сборы) за пользование природными ресурсами и негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 14 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 25.06.2012), к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

– разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

– разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

– разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

– установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

– установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

– проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

– проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

– предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработки отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

– возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

– иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

В истекшем году было принято несколько законодательных актов, вступающих в силу в 2012 году, корректирующих порядок исчисления, взимания отдельных налогов, сборов и других платежей за пользование природными ресурсами (ресурсные платежи) и контроль за их поступлением.

К их числу следует отнести Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов» (ред. от 03.12.2012) (далее ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»), который содержит нормы индексации ставок отдельных видов ресурсных платежей, и Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее БК РФ), регламентирующий порядок зачисления платежей в бюджеты разного уровня.

Информация о поступлении платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды в 2012 году представлена Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области (УФНС России по Кемеровской области), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области, департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области. Сводные данные изложены в табл. 3.1 в соответствии с областным законодательством о бюджете на 2012 год (Закон Кемеровской области от 12.12.2011 № 133-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Закон Кемеровской области от 20.06.2013 № 74-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2012 год»).

 

Таблица 3.1

Налоги, сборы и другие платежи за пользование природными ресурсами в 2012 году, тыс. руб.

 

Вид платежей, налогов и сборов

Код экономической классификации

Поступления

Всего, в том числе:

-

5 067 411, 7

  федеральный бюджет

-

1 655 553, 6

  бюджет субъекта РФ

-

3 003 497, 1

  местный бюджет

-

408 361

Налог на добычу полезных ископаемых, всего, в том числе:

1 07 01000 01 0000 110

3 563 448

  Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых, всего, в том числе:

1 07 01020 01 0000 110

51 006, 9

    бюджет субъекта РФ (100 %)

1 07 01020 01 0000 110

51 006, 9

  Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов), всего, в том числе:

1 07 01030 01 0000 110

438 462, 1

    федеральный бюджет (40 %)

1 07 01030 01 0000 110

175 384, 8

    бюджет субъекта РФ (60 %)

1 07 01030 01 0000 110

263 077, 3

  Налог на добычу полезных ископаемых в виде углей, всего, в том числе:

1 07 01060 01 0000 110

3 073 979

    федеральный бюджет (40 %)

1 07 01060 01 0000 110

1 229 591, 6

    бюджет субъекта РФ (60 %)

1 07 01060 01 0000 110

1 844 387, 4

Водный налог, всего, в том числе:

1 07 03000 01 0000 110

45 270, 2

  федеральный бюджет (100 %)

1 07 03000 01 0000 110

45 270, 2

Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, всего, в том числе:

05211205010016000120

437 942,0

  федеральный бюджет (100 %)

05211205010016000120

437 942,0

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, всего, в том числе:

1 07 04000 01 0000 110

1 367, 6

    Сбор за пользование объектами животного мира, всего, в том числе:

1 07 04010 01 0000 110

1 335, 2

      бюджет субъекта РФ (100 %)

1 07 04010 01 0000 110

1 335, 2

    Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам), всего, в том числе:

1 07 04030 01 0000 110

32, 4

      бюджет субъекта РФ (80 %)

1 07 04030 01 0000 110

26

      федеральный бюджет (20 %)

1 07 04030 01 0000 110

6,4

Платежи за пользование природными ресурсами, всего, в том числе:

1 09 03000 00 0000 110

13, 8

    Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ, за исключением уплачиваемых при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, всего, в том числе:

1 09 03082 02 0000 110

13,3

      бюджет субъекта РФ (100 %)

1 09 03082 02 0000 110

13,3

    Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ, всего, в том числе:

1 09 03083 02 0000 110

0, 5

      бюджет субъекта РФ (100 %)

1 09 03083 02 0000 110

0, 5

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду, всего, в том числе:

1 12 01000 01 0000 120

1 020 903

      федеральный бюджет (20 %)

1 12 01000 01 0000 120

204 181

      бюджет субъекта РФ (40 %)

1 12 01000 01 0000 120

408 361

      местный бюджет (40 %)

1 12 01000 01 0000 120

408 361

    Платежи при пользовании недрами, всего, в том числе:

1 12 02000 01 0000 120

8 010, 9

      Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории РФ по участкам недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, всего, в том числе:

1 12 02012 01 0000 120

4 611, 9

        бюджет субъекта РФ (100 %)

1 12 02012 01 0000 120

4 611, 9

      Регулярные платежи за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс) на территории РФ, всего, в том числе:

1 12 02030 01 0000 120

2 799

        федеральный бюджет (40 %)

1 12 02030 01 0000 120

1 119, 6

        бюджет субъекта РФ (60 %)

1 12 02030 01 0000 120

1 679, 4

    Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о представляемых в пользование участках недр по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участкам недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, всего, в том числе:

1 12 02052 01 0000 120

600

      бюджет субъекта РФ (100 %)

1 12 02052 01 0000 120

600

    Прочие платежи при пользовании недрами, всего, в том числе:

1 12 02100 00 0000 120

90

      Прочие платежи при пользовании недрами по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения, всего, в том числе:

1 12 02102 02 0000 120

90

        бюджет субъекта РФ (100 %)

1 12 02102 02 0000 120

90

Плата за использование лесов, всего, в том числе:

1 12 04000 00 0000 120

428 308, 2

    Плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, всего, в том числе:

1 12 04021 02 0000 120

6 785, 3

      бюджет субъекта РФ (100 %)

1 12 04021 02 0000 120

6 785, 3

    Плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, всего, в том числе:

1 12 04022 02 0000 120

400 900, 6

      бюджет субъекта РФ (100 %)

1 12 04022 02 0000 120

400 900, 6

    Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, всего, в том числе:

1 12 04060 02 0000 120

20 622, 3

      бюджет субъекта РФ (100 %)

1 12 04060 02 0000 120

20 622, 3

 

Структура поступления основных платежей за пользование природными ресурсами в бюджет Кемеровской области приведена на рис. 3.1.

 

3.1

 

Рис. 3.1. Структура поступления основных платежей за пользование природными ресурсами в бюджет Кемеровской области
в 2012 году, тыс. руб. 

 
3.2. Налог на добычу полезных ископаемых

 

В 2012 году налог на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ) исчислялся в порядке, установленном главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введенной Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» (в ред.  от 07.12.2011).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 902 «О порядке определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля» утверждены Правила определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля по каждому виду угля, указанному в подпункте 1.1 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

3.3. Плата за недра

 

В 2012 году платежи за пользование недрами исчислялись на основании Закона Российской Федерации от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (ред. от 07.12.2011) (далее Закон РФ «О недрах»).

В систему платежей в сфере недропользования, установленную Законом РФ «О недрах», входят:

– разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;

– регулярные платежи за пользование недрами;

– сбор за участие в конкурсе (аукционе).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 94 «О порядке определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а также на участках недр, предлагаемых к включению в границы участка недр, предоставляемого в пользование, в случае изменения его границ» (в ред. от 13.08.2012 № 821) утверждены Правила определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а также на участках недр, предлагаемых к включению в границы участка недр, предоставленного в пользование, в случае изменения его границ.

 

3.4. Водный налог и плата за пользование водными объектами

 

В 2012 году в главу 25.2 «Водный налог» НК РФ изменений не вносилось.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ВК РФ плата за пользование водным объектом или его частью взимается на основании договора водопользования.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 20 ВК РФ).

 

3.5. Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

 

Администратором сбора за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами является ФНС России. Данные сборы исчислялись в порядке, установленном главой 25.1 НК РФ. В 2012 году в главу 25.1 НК РФ изменения не вносились.

 

3.6. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

 

При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 и 2005 году, применяются в 2012 году с коэффициентом соответственно 2,05 и 1,67.

Согласно пункту 1 статьи 51, статьям 57 и 62 БК РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению:

– в неналоговый доход федерального бюджета – по нормативу 20 %;

– в неналоговый доход бюджета субъектов Российской Федерации – по нормативу 40 %;

– в неналоговый доход в бюджеты муниципальных районов и городских округов – по нормативу 40 %.

 

3.7. Плата за использование лесов

 

В соответствии с Приложением № 4 ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» администратором платы за использование лесов в части, поступающей в федеральный бюджет, является Федеральное агентство лесного хозяйства.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2012 году с коэффициентом 1,30.

Кроме того, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2012 году с коэффициентом 1,13 (пункт 2 статьи 3 ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»).

Приложением № 1 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрено, что в федеральный бюджет в размере 100 % зачисляются в том числе:

– платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 года);

– лесные подати в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 года);

– арендная плата за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 года).

Статьями 51 и 57 БК РФ установлено, что плата за использование лесов в части:

– минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений зачисляется в доход федерального бюджета по нормативу 100 %;

– превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, зачисляется в доход бюджетов субъектов Российской Федерации по нормативу 100 %.