Часть V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Раздел 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Экологическая экспертиза проводится в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об охране окружающей среды» в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Основным законодательным актом, регламентирующим отношения в области экологической экспертизы, является Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее ФЗ «Об экологической экспертизе»).
Государственная экологическая экспертиза (далее ГЭЭ) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
ГЭЭ проводится в соответствии с «Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.96 № 698, нормативными и методическими документами.
5.1. Государственная экологическая экспертиза федерального уровня
Согласно статье 11 ФЗ «Об экологической экспертизе», объектами проведения ГЭЭ федерального уровня являются:
- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
- проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- проекты соглашений о разделе продукции;
- материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду;
- проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;
- проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности;
- проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации.
На территории Кемеровской области ГЭЭ осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее управление Росприроднадзора по Кемеровской области).
За период 2012 года управлением Росприроднадзора по Кемеровской области ГЭЭ проведена экспертиза по 11 объектам, выдано положительных заключений – 10, отрицательных – 1; по 7 объектам отказано в проведении ГЭЭ в связи с некомплектностью материалов.
Положительные заключения выданы по:
- проектной документации «Вскрытие и отработка запасов угля на участке открытых работ «Апанасовский» ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» Чумышского каменноугольного месторождения»;
- проектной документации «Вскрытие и отработка запасов угля участков открытых работ «Бунгурский 1-3» и «Бунгурский 4-6» ООО «Разрез «Бунгурский-Северный»;
- проекту «Участок по обезвреживанию ртутьсодержащих ламп и отходов на установке «Экотром-2»;
- проекту строительства участков открытых горных работ «Заречный-Беловский» и «Первоочередной-Беловский» филиала ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» «Сартакинский угольный разрез»;
- дополнению к проекту отвала отходов от углеобогащения ОФ «Северная «ОАО УК «Северный Кузбасс»;
- проекту строительства открытых горных работ на поле лицензионного участка «Разрез «Распадский» ОАО «Южный Кузбасс»;
- материалам, обосновывающим объем ОДУ водных биологических ресурсов на 2013 год в водоемах Кемеровской области;
- проектной документации «Отработка участка «Кыргайский Новый» Караканского и Северо-Талдинского каменноугольных месторождений ЗАО «Новоуголь» (1-я очередь)»;
- проектной документации «Корректировка рабочего проекта полигона для захоронения твердых отходов ОАО «Распадская»;
- материалам, обосновывающим объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира в охотничьем сезоне-2012-2013 на территории ФГБУ «Шорский национальный парк».
Отрицательное заключение выдано по проекту «Техническое перевооружение разреза «Заречный» ОАО «СУЭК-Кузбасс» с выходом на производственную мощность 4 млн тонн».
5.2. Государственная экологическая экспертиза регионального уровня
В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами проведения ГЭЭ регионального уровня являются:
- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Кемеровской области;
- проекты региональных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» органами исполнительной власти Кемеровской области (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;
- объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
- доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Согласно статье 2 Закона Кемеровской области от 03.04.2007 № 40-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере экологической экспертизы», государственное управление в сфере экологической экспертизы на территории Кемеровской области осуществляют Коллегия администрации Кемеровской области и специальный орган исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющий отдельные полномочия в сфере экологической экспертизы.
В Кемеровской области в соответствии с постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 25.12.2006 № 262 (ред. 04.10.2012) полномочия по проведению ГЭЭ объектов регионального значения возложены на департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее департамент).
В 2012 году департаментом организованы и проведены 2 государственные экологические экспертизы объектов регионального уровня, выданы положительные заключения по:
- материалам к проекту нормативного акта Коллегии администрации Кемеровской области, обосновывающие объемы и квоты добычи охотничьих ресурсов в охотничьем сезоне 2012/2013 г.;
- материалам «Научное обоснование создания особо охраняемой природной территории регионального значения – комплексный памятник природы «Кузедеевский».