Часть V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

 

Экологическая экспертиза проводится в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об охране окружающей среды» в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Основным законодательным актом, регламентирующим отношения в области экологической экспертизы, является Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Государственная экологическая экспертиза (далее ГЭЭ) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

ГЭЭ проводится в соответствии с «Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.96 № 698, нормативными и методическими документами.

 

5.1. Государственная экологическая экспертиза федерального уровня

 

Согласно статье 11 ФЗ «Об экологической экспертизе», объектами проведения ГЭЭ федерального уровня являются:

-  проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

-  проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

-  проекты соглашений о разделе продукции;

-  материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду;

-  проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

-  материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

-  проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;

- проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности;

- проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации.

На территории Кемеровской области ГЭЭ осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее управление Росприроднадзора по Кемеровской области).

За период 2012 года управлением Росприроднадзора по Кемеровской области ГЭЭ проведена экспертиза по 11 объектам, выдано положительных заключений – 10, отрицательных – 1; по 7 объектам отказано в проведении ГЭЭ в связи с некомплектностью материалов.

Положительные заключения выданы по:

-  проектной документации «Вскрытие и отработка запасов угля на участке открытых работ «Апанасовский» ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» Чумышского каменноугольного месторождения»;

-  проектной документации «Вскрытие и отработка запасов угля участков открытых работ «Бунгурский 1-3» и «Бунгурский 4-6» ООО «Разрез «Бунгурский-Северный»;

-  проекту «Участок по обезвреживанию ртутьсодержащих ламп и отходов на установке «Экотром-2»;

-  проекту строительства участков открытых горных работ «Заречный-Беловский» и «Первоочередной-Беловский» филиала ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» «Сартакинский угольный разрез»;

-  дополнению к проекту отвала отходов от углеобогащения ОФ «Северная «ОАО УК «Северный Кузбасс»;

-  проекту строительства открытых горных работ на поле лицензионного участка «Разрез «Распадский» ОАО «Южный Кузбасс»;

-  материалам, обосновывающим объем ОДУ водных биологических ресурсов на 2013 год в водоемах Кемеровской области;

-  проектной документации «Отработка участка «Кыргайский Новый» Караканского и Северо-Талдинского каменноугольных месторождений ЗАО «Новоуголь» (1-я очередь)»;

-  проектной документации «Корректировка рабочего проекта полигона для захоронения твердых отходов ОАО «Распадская»;

-  материалам, обосновывающим объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира в охотничьем сезоне-2012-2013 на территории ФГБУ «Шорский национальный парк».

Отрицательное заключение выдано по проекту «Техническое перевооружение разреза «Заречный» ОАО «СУЭК-Кузбасс» с выходом на производственную мощность 4 млн тонн».

 

5.2. Государственная экологическая экспертиза регионального уровня

 

В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами проведения ГЭЭ регионального уровня являются:

-  проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Кемеровской области;

-  проекты региональных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

-  материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» органами исполнительной власти Кемеровской области (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);

-  материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;

     -  проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;

     -  объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

     - доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

     - реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

     - истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

     - внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Согласно статье 2 Закона Кемеровской области от 03.04.2007 № 40-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере экологической экспертизы», государственное управление в сфере экологической экспертизы на территории Кемеровской области осуществляют Коллегия администрации Кемеровской области и специальный орган исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющий отдельные полномочия в сфере экологической экспертизы.

В Кемеровской области в соответствии с постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 25.12.2006 № 262 (ред. 04.10.2012) полномочия по проведению ГЭЭ объектов регионального значения возложены на департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее департамент).

В 2012 году департаментом организованы и проведены 2 государственные экологические экспертизы объектов регионального уровня, выданы положительные заключения по:

-  материалам к проекту нормативного акта Коллегии администрации Кемеровской области, обосновывающие объемы и квоты добычи охотничьих ресурсов в охотничьем сезоне 2012/2013 г.;

-  материалам «Научное обоснование создания особо охраняемой природной территории регионального значения – комплексный памятник природы «Кузедеевский».