Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
3.1. Классификация налогов, сборов и других платежей за пользование природными ресурсами
Экономическое регулирование природопользования осуществляется с целью создания равных экономических условий для приропользователей, использующих природные ресурсы, и формирования экономических стимулов по соблюдению природоохранного законодательства.
Основой экономического механизма управления природно-ресурсным комплексом являются фискальные платежи (налоги, сборы) за пользование природными ресурсами и негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 14 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 29.12.2010), к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
– разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
– разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
– разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
– установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
– установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
– проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
– проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
– предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
– возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
– иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
В истекшем году были приняты законодательные акты, вступающие в силу в 2011 году, корректирующие порядок исчисления, взимания отдельных налогов, сборов и других платежей за пользование природными ресурсами (ресурсные платежи) и контроль за их поступлением.
К их числу следует отнести Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов» (далее ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»), который содержит нормы индексации ставок отдельных видов ресурсных платежей, и отдельные статьи части II Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Информация о поступлении платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды в 2011 году представлена Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области (УФНС России по Кемеровской области), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области. Сводные данные изложены в табл. 3.1 в соответствии с областным законодательством о бюджете на 2011 год (Закон Кемеровской области от 03.12.2010 № 118-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (ред. от 28.02.2011), Закон Кемеровской области от 02.07.2012 № 62-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2011 год»).
Таблица 3.1
Налоги, сборы и другие платежи за пользование природными ресурсами в 2011 году, тыс. руб.
Вид платежей, налогов и сборов |
Код экономической классификации |
Поступления |
Всего, |
- |
5 870 795,5 |
в том числе: | ||
федеральный бюджет |
- |
2 050 527,5 |
бюджет субъекта РФ |
- |
3 408 273 |
местный бюджет |
- |
411 995 |
Налог на добычу полезных ископаемых, всего, |
1 07 01000 01 0000 110 |
4 328 197 |
в том числе: | ||
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых, всего, |
1 07 01020 01 0000 110 |
40 605 |
в том числе: | ||
бюджет субъекта РФ (100 %) |
1 07 01020 01 0000 110 |
40 605 |
Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов), всего, |
1 07 01030 01 0000 110 |
4 287 592 |
в том числе: | ||
федеральный бюджет (40 %) |
1 07 01030 01 0000 110 |
1 715 037 |
бюджет субъекта РФ (60 %) |
1 07 01030 01 0000 110 |
2 572555 |
Водный налог, всего, |
1 07 03000 01 0000 110 |
128 115 |
в том числе: | ||
федеральный бюджет (100 %) |
1 07 03000 01 0000 110 |
128 115 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, всего, |
1 07 04000 01 0000 110 |
1 107 |
в том числе: | ||
Сбор за пользование объектами животного мира, всего, |
1 07 04010 01 0000 110 |
1 078 |
в том числе: | ||
бюджет субъекта РФ (100 %) |
1 07 04010 01 0000 110 |
1 078 |
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам), всего, |
1 07 04030 01 0000 110 |
29 |
в том числе: | ||
бюджет субъекта РФ (80 %) |
1 07 04030 01 0000 110 |
23 |
федеральный бюджет (20 %) |
1 07 04030 01 0000 110 |
6 |
Платежи за пользование природными ресурсами, всего, |
1 09 03000 00 0000 110 |
540,5 |
в том числе: | ||
платежи за добычу других полезных ископаемых, всего, |
1 09 03025 01 0000 110 |
42 |
в том числе: | ||
федеральный бюджет (25 %) |
1 09 03025 01 0000 110 |
10,5 |
бюджет субъекта РФ (25 %) |
1 09 03025 01 0000 110 |
10,5 |
местный бюджет (50 %) |
1 09 03025 01 0000 110 |
21 |
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ, за исключением уплачиваемых при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, всего, |
1 09 03082 02 0000 110 |
498 |
в том числе: | ||
бюджет субъекта РФ (100 %) |
1 09 03082 02 0000 110 |
498 |
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ, всего, |
1 09 03083 02 0000 110 |
0,5 |
в том числе: | ||
бюджет субъекта РФ (100 %) |
1 09 03083 02 0000 110 |
0,5 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, всего, |
1 12 01000 01 0000 120 |
1 029 937 |
в том числе: | ||
федеральный бюджет (20 %) |
1 12 01000 01 0000 120 |
205 987 |
бюджет субъекта РФ (40 %) |
1 12 01000 01 0000 120 |
411 975 |
местный бюджет (40 %) |
1 12 01000 01 0000 120 |
411 975 |
Платежи при пользовании недрами, всего, |
1 12 02000 01 0000 120 |
13 481 |
в том числе: | ||
разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории РФ по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, всего, |
1 12 02012 01 0000 120 |
9 615 |
в том числе: | ||
бюджет субъекта РФ (100 %) |
1 12 02012 01 0000 120 |
9 615 |
Регулярные платежи за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс) на территории РФ, всего, |
1 12 02030 01 0000 120 |
3 431 |
в том числе: | ||
федеральный бюджет (40 %) |
1 12 02030 01 0000 120 |
1 372 |
бюджет субъекта РФ (60 %) |
1 12 02030 01 0000 120 |
2 059 |
Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о представляемых в пользование участках недр по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участкам недр местного значения, используемым для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, всего, |
1 12 02052 01 0000 120 |
435 |
в том числе: | ||
бюджет субъекта РФ (100 %) |
1 12 02052 01 0000 120 |
435 |
Прочие платежи при пользовании недрами, всего, |
1 12 02100 00 0000 120 |
1 462 |
в том числе: | ||
прочие платежи при пользовании недрами по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения, всего, |
1 12 02102 02 0000 120 |
1 462 |
в том числе: | ||
бюджет субъекта РФ (100 %) |
1 12 02102 02 0000 120 |
1 462 |
Плата за использование лесов, всего, |
1 12 04000 00 0000 120 |
367 957 |
в том числе: | ||
плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, всего, |
1 12 04021 02 0000 120 |
25 473 |
в том числе: | ||
бюджет субъекта РФ (100 %) |
1 12 04021 02 0000 120 |
25 473 |
Плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, всего, |
1 12 04022 02 0000 120 |
326 691 |
в том числе: | ||
бюджет субъекта РФ (100 %) |
1 12 04022 02 0000 120 |
326 691 |
Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, всего, |
1 12 04060 02 0000 120 |
15 793 |
в том числе: | ||
бюджет субъекта РФ (100 %) |
1 12 04060 02 0000 120 |
15 793 |
Структура поступления основных платежей за пользование природными ресурсами в бюджет Кемеровской области приведена на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Структура поступления основных платежей за пользование природными ресурсами в бюджет Кемеровской области в 2011 году, тыс. руб.
3.2. Налог на добычу полезных ископаемых
В 2011 году налог на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ) исчислялся в порядке, установленном главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введенной Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009).
Согласно статье 343.1. «Порядок уменьшения суммы налога, исчисленного при добыче угля, на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда» (введена Федеральным законом от 28.12.2010 № 425-ФЗ), налогоплательщики по своему выбору могут уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр.
3.3. Плата за недра
В 2011 году в Закон Российской Федерации от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (ред. от 27.12.2009) (далее Закон РФ «О недрах») изменений не вносилось.
В систему платежей в сфере недропользования, установленную Законом РФ «О недрах», входят:
– разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
– регулярные платежи за пользование недрами;
– плата за геологическую информацию о недрах;
– сбор за участие в конкурсе (аукционе);
– сбор за выдачу лицензии.
3.4. Водный налог и плата за пользование водными объектами
В 2011 году в главу 25.2 «Водный налог» НК РФ изменений не вносилось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ВК РФ плата за пользование водным объектом или его частью взимается на основании договора водопользования.
Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 20 ВК РФ).
3.5. Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
Администратором сбора за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами является ФНС России. Данные сборы исчислялись в порядке, установленном главой 25.1 НК РФ.
Федеральным законом от 21.04.2011 № 70-ФЗ «О внесении изменения в ст. 333.3 части II НК РФ» дополнительно введен пункт 9 следующего содержания: «Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, для индивидуальных предпринимателей устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи».
3.6. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 и 2005 году, применяются в 2011 году с коэффициентом соответственно 1,93 и 1,58.
Согласно пункту 1 статьи 51, статьям 57 и 62 БК РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению:
– в неналоговый доход федерального бюджета – по нормативу 20 %;
– в неналоговый доход бюджета субъектов Российской Федерации – по нормативу 40 %;
– в неналоговый доход в бюджеты муниципальных районов и городских округов – по нормативу 40 %.
3.7. Плата за использование лесов
В соответствии с Приложением № 4 ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» администратором платы за использование лесов в части, поступающей в федеральный бюджет, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2011 году с коэффициентом 1,30.
Кроме того, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2011 году с коэффициентом 1,13 (пункт 2 статьи 3 ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»).
Приложением № 1 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрено, что в федеральный бюджет в размере 100 % зачисляются в том числе:
– платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 года);
– лесные подати в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 года);
– арендная плата за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 года).
Статьями 51 и 57 БК РФ установлено, что плата за использование лесов в части:
– минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений зачисляется в доход федерального бюджета по нормативу 100 %;
– превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, зачисляется в доход бюджетов субъектов Российской Федерации по нормативу 100 %.